Конференция «АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА»

08.08.2018

В этом разделе: 

  • Положение о конференции экспериментальной физики «Ахилл и черепаха»
  • Требования к оформлению тезисов для участия в конференции «Ахилл и черепаха»

← Вернуться назад в раздел: Конференция «АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА»


Положение о конференции экспериментальной физики «Ахилл и черепаха»

1. Цели и задачи конференции:

  • развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к проектной и исследовательской деятельности по физике;
  • выявление способных и одаренных учащихся в области научно-технического творчества, оказание им поддержки;
  • демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учебных заведений по организации проектной и научно-исследовательской деятельности;
  • привлечение к работе с учащимися ученых научно-исследовательских центров, вузов.

2. Учредители и организаторы конференции

  • Государственное образовательное учреждение ГБОУ Школа №1502 при МЭИ
  • Кафедра Общей физики и ядерного синтеза МЭИ (ТУ)
  • Управление образования Восточного округа г. Москвы

3. Оргкомитет конференции

Председатель:

Владимир Львович Чудов — доктор педагогических наук, профессор, директор ГБОУ Школа №1502 при МЭИ

Сопредседатели:

Дмитрий Александрович Иванов — канд.техн. наук, доцент каф. ОФиЯС МЭИ (ТУ), декан факультета довузовской подготовки МЭИ
Ольга Александровна Щеглова — председатель методического объединения учителей физики Школа №1502 при МЭИ, Соровский учитель, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования

Члены оргкомитета:

Мария Арсеньевна Петрова — канд. пед. наук, учитель физики школы №1502 при МЭИ, доцент каф. ОФиЯС МЭИ (ТУ)
Дмитрий Сергеевич Ефременко — аспирант каф. ОФиЯС МЭИ (ТУ), учитель физики школы №1502 при МЭИ
Алексей Анатольевич Тикунов — технический специалист школы №1502 при МЭИ

Общее руководство конференцией осуществляет организационный комитет (Оргкомитет).
Методическое руководство конференцией обеспечивает кафедра общей физики и ядерного синтеза МЭИ.
Председатель жюри — Д.А. Иванов, доцент кафедры ОФиЯС МЭИ, декан факультета довузовской подготовки МЭИ.

Оргкомитет проводит работу по подготовке и проведению конференции, формирует жюри, утверждает программу, список участников, протоколы экспертных комиссий, сметы расходов конференции, решает иные вопросы по организации работы конференции.

Жюри конференции состоит из ведущих педагогов МЭИ и Школы №1502 приМЭИ, а также — приглашенных методистов и преподавателей физики.

4. Место и время проведения конференции

  • Конференция проводится в Школе №1502 при МЭИ
  • Срок проведения конференции — третья неделя марта каждого года
  • Сроки подачи заявок для участия в конференции: не позднее второй недели марта каждого года

5. Участники конференции:

Участниками конференции могут быть учащиеся 7–11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования Москвы. Также в конференции могут принимать участие учащиеся соответствующей возрастной категории из других регионов. Проекты могут быть выполнены учащимися самостоятельно или под руководством научного руководителя.

6. Участие в конференции:

  • участие в конференции бесплатное;
  • для участия в конференции необходимо подать электронную заявку в соответствующем разделе на интернет-сайте Школы №1502 при МЭИ, заполнив все поля и дав ответы на вопросы анкеты участника
  • отослать тезисы работы в электронном виде на электронную почту оргкомитета;
  • на конференцию необходимо предъявить текст исследовательской работы с титульным листом (см. Приложение 1);
  • участникам конференции обязательно иметь при себе собственный экземпляр текста исследовательской работы и компакт-диск, который должен содержать файл MS Word, в котором собраны все части текста исследовательской работы и приложения (название файла — Фамилия_автора.doc). На диске должны быть четко написаны фамилия и имя участника, название конференции и год участия.

7. Порядок проведения конференции:

Работа конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности. Также возможна (при соответствующем решении оргкомитета) стендовая форма докладов.

Перед началом заседания предметной секции проводится жеребьевка для определения последовательности выступлений участников.

Регламент выступления участников предусматривает публичное представление исследовательской работы (продолжительность – до 10 минут) и дискуссию (продолжительность – до 5 мин.).
Участникам конференции необходимо сопроводить доклад-выступление иллюстративным материалом в форме презентации или стенда.

По окончании работы секции проводится заседание жюри, на котором выносится решение о распределении призовых мест между участниками конференции.

Все решения жюри протоколируются и являются окончательными.

По окончании конференции все представленные тезисы издаются в виде сборника. представленные в оргкомитет в электронном виде полные тексты работ также публикуются в виде отдельного сборника. После издания сборника, все участники конференции получают его экземпляры. Все материалы конференции публикуются на официальном сайте Школы №1502 при МЭИ.

Направления (тематика) работ

В конференции могут принимать участие работы по физике исследовательского плана.

Приложение 1

Требования по содержанию и оформлению научно-исследовательской работы участника научной конференции школьников «Ахилл и черепаха»:

Структура и содержание исследовательской работы:

Работа, представленная на экспертизу научной конференции школьников «Ахилл и черепаха», должна иметь характер учебного исследования, центром которого является проблема (некрупная, неглобальная).

Требования к содержанию и оформлению работы соответствуют традиционным стандартам описания результатов научных исследований.
Исследовательская работа должна содержать:

  • Оглавление
  • Введение
  • Основную часть
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения (необязательно)

В оглавление должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений) и соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Оформление учебно-исследовательской работы:

  • Объем работы — не более 10 страниц (не считая титульного листа).
  • Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц.
  • Титульный лист содержит название конференции, тему работы, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, класс и учебное заведение) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание).

Специфические требования и методические рекомендации:

Исследовательская работа по физике может носить как теоретический, так и экспериментальный характер.
Тема может быть посвящена исследованию интересного замеченного природного явления или известного, опубликованного в печати физического процесса, анализу известных методов исследования, измерению известных физических констант, созданию измерительных приборов, и так далее. Необходимо аргументировать, чем интересен выбранный объект исследования с точки зрения фундаментальной или прикладной физики.

В экспериментальных работах необходимо показать, какая методика исследования выбрана и почему, добиваться контролируемых и управляемых условий эксперимента (как методе познания). Отдельно и тщательно должна быть описана методика измерений. Следует ясно изложить идею метода, остановиться на средствах измерений и кратко — на возможных ошибках. «Выучиться правильно измерять — одно из наиболее важных, но и наиболее трудно осуществимых этапов науки. Достаточно одного ложного измерения, чтобы помешать открытию закона и, что еще хуже, привести к установлению несуществующего закона; таково было, например, происхождение закона о непредельных соединениях водорода и кислорода, основанного на экспериментальных ошибках в измерениях Бунзена» (академик С.И.Вавилов).

В разделе, относящемся к проведению опыта, необходимо хорошо описать последовательность операций, способов и приемов, которые характеризуют технологию эксперимента. Обязательна оценка погрешностей измерений, необходимо показать, как они влияют на надёжность результатов. Не надо писать общих фраз типа «погрешность измерения остальных напряжений — 2%». Лучше показать, какими приборами измеряли и как определялись погрешности. Оценка погрешностей необходима для извлечения из совокупности данных наиболее близких к истине результатов, чтобы вовремя заметить несоответствия и допущенные ошибки, разумно организовать измерения и правильно установить точность полученных результатов. Результаты измерений представляются в виде таблиц. Если используются графики, то в названии необходимо показать, что изображено.
Если в работе используется какая-либо экспериментальная установка, она должна быть подробно описана, при этом особое внимание уделяется тем ее элементам, которые могут влиять на результаты измерений. Если аппаратура нестандартна, следует привести ее четкую схему. Схемы или рисунки обязательны при описании экспериментальной установки и отдельных ее частей с точки зрения физики процесса. Например, при изучении истечения газов через сопло важно знать его геометрию, а при исследовании скорости распространения ударных волн — схему датчиков основного измерительного устройства.

В тексте должны содержаться ссылки на цитируемую литературу, указания на источники, откуда взята та или иная формула, закон и т.п.

В работе должен быть проведен анализ полученных данных. Нужно выделить главный, основной результат. Возможно, это единственный график, единственная надежно измеренная величина, одна или несколько фотографий — неважно. Покажите ценность добытой информации и насколько устойчивы полученные данные к изменениям условий, четко определите область параметров окружающей среды, где данные верны.
Во-вторых, необходимо сопоставить полученные результаты с теорией. Если ваши результаты соответствуют известному, надежному научному факту, это должно быть показано.
В заключении приводятся выводы по физической сущности работы, указывается, достигнута ли цель работы и закончено ли исследование, что установлено в результате проведённого экспериментального (теоретического) исследования, с чем связаны неудавшиеся опыты.

Содержание работы оценивается с учетом:

  1. качества описания физических явлений, математических, химических законов, положенных в основу рассматриваемого физического эксперимента;
  2. качества освещения состояния вопроса, историографии, описания известных попыток создания исследуемого объекта, накопленного опыта, перспектив внедрения;
  3. четкости изложения и соответствия экспериментального метода поставленным задачам
  4. качества и визуальной выразительности презентации

Требования к оформлению тезисов для участия в конференции «Ахилл и черепаха»

План тезисов:

  • ФИО учащихся, класс
  • ФИО научного руководителя
  • Название проекта
  • Цель проекта
  • Постановка задачи
  • Краткая теория
  • Описание эксперимента
  • Основные результаты эксперимента
  • Выводы
  • Дальнейшие планы по развитию проекта
  • Список литературы

По материалам конференции будет опубликован сборник тезисов.
Объем тезисов не должен превышать 1 стр. формата А4 машинописного текста в редакторе Word, междустрочный интервал – 1,15, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12. Название доклада печатается жирными буквами по центру. Рисунки, таблицы, графики в тексте допускаются.

Пример оформления тезисов 

Подображных Анна Владимировна
Корецкий Максим Юрьевич
Класс 9-А
Научный руководитель: Казанская А.Я.

Танцующий мост

Цель: создание наглядной модели, подтверждающей и демонстрирующей явление резонанса.

Задачи:

  • Изучить понятие резонанс
  • Произвести расчеты
  • Построить физическую модель моста
  • Найти собственную частоту колебания моста
  • Изучить колебательные явления модели
  • Построить график колебаний

Резонанс — резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты изменения внешней силы с частотой свободных колебаний системы. Резонанс – один из важнейших физических процессов, учитываемых при расчете различных инженерных сооружений и используемых при проектировании звуковых устройств, содержащих резонаторы, например струны и корпус скрипки, трубка у флейты, корпус у барабанов.

Опыты:

Опыт 1: Нами был измерен период колебаний после кратковременного воздействия. Результат в виде графика был сохранён. По этому графику была вычислена собственная частота колебаний.
Опыт 2: С помощью звукового генератора мы подавали переменный ток на катушку. Магнитное поле вызывало вынужденные колебания.
Изменяя частоту вынуждающего поля, получили резкое возрастание амплитуды колебаний. Резонансная частота совпала с частотой свободных колебаний в пределах точности эксперимента.
Основные результаты:

Изучили теорию резонанса
Создали наглядную установку для изучения резонанса
Определили основную собственную частоту колебательной системы
Получили резонанс при вынужденных колебаниях на частоте свободных колебаний

Список литературы:

  • Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков, ФИЗИКА, колебания и волны, Москва, 2002г
  • Майер В. , Автоколебания в потоке воздуха. Квант, 1980 год, номер 1
  • http://mobwiki.ru. Резонанс
  • http://class-fizika.narod.ru/n078.htm Самая маленькая струна